Ханна
Арендт. "О Революции". Рус. пер.
Игорь В. Косич
ПРИМЕЧАНИЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ
Я привожу в собственном изложении пассаж из Esprit des Lois
Слова Юма приводятся по статье Вольфганга Крауса “Демократическое сообщество и публичность”//Nomos (Community). V. II. 1959; Бёрк цит. по Лорду Эктону Lectures on the French Revolution. 2nd lecture.
Токвиль А. Старый порядок и революция.
Из письма Найлзу от 14 января 1818.
Из письма аббату Мабли 1782.
6. Adams J. Discourses on Davila//Works. Boston 1851. V. VI. P. 280.
6a.
Джон Адамс был особенно поражён тем фактом, что “самозванные философы Французской революции” были подобны “монахам” и “очень немногое знали о мире” See Letters to John Taylor on the American Constitution (1814). Works. V. VI. P. 453 ff.
7. Thompson J. M. Robespierre. Oxford. 1939. Pp. 53-54.
7а
. См блестящую и глубокую работу Вольфганга Крауса (Kraus W. Op. cit.)
8. Cicero. De Natura Deorum I, 7; Academica I, 11.
9.
Токвиль (“Старый порядок…” С. 117), говоря о “положении писателей” и их “бесконечном почти отделении от практики”, утверждает: “благодаря полному отсутствию политической свободы, деловой мир был им не только плохо знаком, но невидим”. И, описав, как этот недостаток опыта способствовал радикализации их теорий, он приходит к недвусмысленному выводу: “То же неведение привлекало к ним внимание и симпатию толпы”. Краус (op. cit.) показывает, что новый “интерес к публичным делам” распространяется по всей Западной и Центральной Европе не только среди “интеллектуальной элиты”, но также среди низших слоёв народа.
10.
“Счастье” в королевских прокламациях предполагало, что король ведёт себя по отношению к своим подданным подобно тому, как отец – по отношению к своему семейству; как таковое оно в конечном счёте вело своё начало, по словам Блакстона, от “творца который … милостиво ограничил правила повиновения одной отеческой заповедью: “что человек должен стремиться к собственному счастью”. (Цит. по: Jones H. M. The Persuit of Happiness. Harvard. 1953). Очевидно, что это патриархальное представление не могло пережить трансформации монархии в республику.
- See: A Summary View of the Rights of British America, 1774//Jefferson. The Life and Selected Writings. P. 293 ff.
В этом отношении интересен шотландский философ Адам Фергюсон (Ferguson A. Essay on the History of Civil Society. 3rd ed. 1768), представление которого о наилучшем порядке в гражданском обществе во многом созвучно идеям Джона Адамса. Идея порядка, отмечает он, “будучи взята по аналогии из мира неодушевлённых и мёртвых предметов, зачастую оказывается ложной…. Хороший порядок камней в стене – это когда каждый надлежащим образом закреплён на том месте, для которого он был отёсан; начни они “ходить”, вся постройка непременно развалится; однако хороший порядок людей в обществе существует тогда, когда люди занимают такие места, где они надлежащим образом приготовлены действовать. …Когда в обществе мы ищем порядок простого бездействия и неподвижности, мы забываем о природе нашего предмета, и находим порядок рабов, а не свободных людей”. Цит. по: Kraus W. Op. cit. (курсив мой – Х. А.).
Слова из важного письма о “районных республиках” Джозефу Кабеллу от 2 февраля 1816.
См.: Madison J. The Fedreralist. No. 14. Эту “лёгкость” пера Джефферсона иллюстрирует хотя бы тот факт, что его новоизобретённое “право” оказалось включённым в “почти две трети конституций штатов между 1776 и 1902 гг.”, невзирая на то, что тогда как и сейчас “было не так просто выяснить, что Джефферсон или его комитет [которому была поручена разработка Декларации независимости] имели в виду под стремлением к счастью”. На самом деле, Говард Мамфорд Джоунз не так уж далёк от истины, когда приходит к выводу, что “право стремиться к счастью в Америке возникло как своего рода временное затмение разума….”
Jones. Op. cit. P. 16.
Rossiter C. The First American Revolution. N. –Y. 1956. Pp. 229-30.
Вернон Паррингтон называет “важнейшим принципом политической философии” Джефферсона то, что “забота о человеческой жизни и счастье, а не их разрушении, составляет первейшую и единственную законную цель хорошего правления”. Parrington V. Main Currents in American Thought. V. I. P. 354.
Эти слова принадлежат Джону Дикинсону, однако, в целом по вопросам теории по этой проблеме существовало согласие. Так, даже Джон Адамс мог утверждать, что “счастье общества является целью правления … подобно тому, как счастье индивида является целью человека” (in “Thoughts on Goverment”. Works. 1851. V. IV. P. 193), и все они согласились бы с известной формулой Мэдисона: “Будь люди ангелами, не нужно было бы никакой власти. И доведись ангелам править людьми, не потребовалось бы ни внешнего, ни внутреннего контроля за властью” (The Federalist. No. 51).
Из письма Мэдисону от 9 июня 1793. Op. cit. P. 523.
Лучшим примером в этой связи может служить письмо Джона Адамса своей жене из Парижа в 1780 г., где он пишет: “Я должен изучать политику и военное дело с тем, чтобы у моих сыновей была возможность изучать математику и философию. Мои сыновья должны изучать математику и философию, географию, естественную историю и кораблестроение, навигацию, коммерцию и сельское хозяйство, чтобы обеспечить своим детям право изучать живопись, поэзию, музыку, архитектуру, ваяние, декоративное искусство и фарфор” (Works. V. II. P. 68).
Еще более впечатляющи слова Джорджа Мейсона, заклинающего в своей последней воле своих сыновей “предпочитать счастье частной жизни беспокойствам и треволнениям публичных дел”, хотя никогда нельзя быть вполне уверенным в серьезности подобных слов, принимая во внимание огромное предубеждение традиции и обычая против “вмешательства” в политику, против честолюбия и любви к славе. Надо было иметь по меньшей мере смелость ума и характер Джона Адамса, чтобы сломать стереотип “благ частного существования” и решиться на свой собственный и весьма отличный опыт. ( О Джордже Мейсоне см.:
Kate Mason Rowland. The Life of George Mason. 1725-1792. V. I. P. 166).
См. письмо Джефферсона Джону Адамсу от 5 июля 1814//The Adams-Jefferson Letters. Ed. L. J. Cappon. Chapel Hill. 1959.
См. “Введение” Карла Бекера ко 2-му изданию его книги: Becker C. The Declaration of Independence. N. –Y. 1942.
См. письмо Джефферсона Генри Ли от 8 мая 1825.
В ту пору установление республики вовсе не считалось само собой разумеющимся результатом революции, и даже в 1776-м корреспондент Сэмюэла Адамса ещё мог писать: “У нас сейчас [т. е. после отделения от Англии] появилась хорошая возможность выбора такой формы правления, какую мы посчитаем подходящей и заключить договор с любой нацией, какую мы пожелает, чтобы её король нами правил”. See Carpenter W. C. The Development of American Political Thought. Princaton. 1930. P. 35.
См. письмо цит. в сноске 22.
Adams –Jefferson. Op. cit., письмо от 11 апреля 1823. Р. 594.
См. письмо Мэдисону цит. в сн. 18.
See Thomas Aquinas. Summa Teologica I qu. 1 4 and qu. 12.
Токвиль А. Старый порядок … Гл. 3.
См. знаменитую речь Робеспьера перед Национальным Конвентом о “Принципах революционного правительства”. Робеспьер. Соч. Т. 3.
Созвучие этих слов Мэдисона теориям Джона Адамса насчёт “страсти к различению” в политике лишний раз свидетельствует, насколько далеко простиралось принципиальное согласие между “отцами-основателями”.
См XII письмо “Distresses of a Frontier Man//Crèvecœr J. Letters from an American Farmer (1782).
Масштабы беззакония, насилия и анархия в Америке были не меньше, чем в других колониальных странах. Вот история, рассказанная Джоном Адамсом в автобиографии (Works. V. II. Pp. 420-21): он встретил человека, “обыкновенного жокея… который всегда с кем-то судился, и почти в каждом суде на которого было заведено дело. Едва завидев меня, он подошёл ко мне и вместо приветствия произнёс: “О! Мистер Адамс, какое великое дело вы и ваши коллеги сделали для нас! Мы никогда не устанем благодарить вас. Во всей провинции нет больше судов, и, я надеюсь, никогда больше не будет”.… За это ли я боролся? Спросил я самого себя…. Действительно ли это настроения подобного сорта людей, и сколько их по всей стране? Половина нации, насколько мне известно; ибо половина нации, если не больше, - должники, и таковы настроения должников во всех странах. Если власть в стране попадёт в подобные руки, а опасность этого велика, то для чего мы убивали своё время, здоровье и всё остальное? Мы непременно должны либо принять меры против такого духа и подобных принципов, либо раскаяться в содеянном.” История эта приключилась в 1775-м, мораль же всего сказанного – что этот дух и эти принципы исчезли в результате войны и революции, лучшим подтверждением чему является ратификация Конституции теми же должниками.
См.: “О преимуществах монархии” Джеймса Фенимора Купера: Cooper J. F. The American Democrat (1838).
Corwin Edward S. In Harvard Law Review. V. 42. P. 395.
Слова Мэдисона из The Federalist. No. 45.
37.Слова Джона Адамса из* Adams J. Discourses on Davila//Works. Boston 1851. V. VI. P. 233.
- Токвиль А. Старый порядок …
- См. п. 29.
- In Niles. Principles and Acts of the Revolution. Baltimore. 1822. P. 404.
- See Palmer R. R. The Age of the Democratic Revolution. Princeton. 1959. P. 210.
- Таков вердикт Паррингтона, Существует, тем не менее, блестящее исследование Клинтона Росситера “Наследие Джона Адамса” (Rossiter O.
“The Legasy of John Adams”//Yale Review. 1957), которое – будучи написанным с пониманием и любовью к этому человеку – не просто воздаёт должное одной из самых необыкновенных фигур Американской революции. ”По части политических идей он не имел учителей (и, я бы сказал, равных) среди “отцов-основателей””.
- Mill John Stuart. On Liberty (1859).