Ханна Арендт. "О Революции". Рус. пер. Игорь В. Косич
ПРИМЕЧАНИЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Революционная традиция и её потерянное наследство
1. Самым убедительным свидетельством антитеоретического предубеждения людей Американской революции могут служить хотя и не частые, но, тем не менее, весьма показательные выпады против философии и философов прошлого. Кроме Джефферсона, полагавшего, что в его силах развенчать “бессмыслицу Платона”, не кто иной как Джон Адамс упрекал философов по поводу того, что ни один из них со времён Платона “не отправляется в своих построениях
от человеческой природы как она есть” (See: Haraszti. John Adams and the Prophets of Progress. Cambridge, Mass.1952. P. 258). Это предубеждение, само собой разумеется, не является как таковое ни антитеоретическим, ни характерным для американского “склада ума”. Враждебное отношение между философией и политикой, кое-как сглаживаемое философией политики, омрачало духовную историю Запада с тех пор, как действие и мышление разделились – т. е. со времени смерти Сократа. Этот конфликт характерен для чисто секулярного мира и играл незначительную роль на протяжении долгих веков, когда религия и религиозные заботы заправляли в политической сфере. Однако совершенно естественно, что он должен был вновь стать значимым в период обретения политической сферой своей былой автономии, т. е. прежде всего в эпоху современных революций.О тезисе Дэниела Бурстина см.: Boorstin D. J.
The Genius of American Politics. Chicago. 1953 и в особенности его более позднюю The Americans: The Colonial Experience. N. Y. 19582. Уильям Карпентер (Carpenter W. S.
The Development of American Political Thought. Princeton. 1930) справедливо отмечает: “Не существует какой-то особенной американской политической теории…. Помощь политической теории чаще всего требовалась на ранней стадии развития наших политических институтов”.(P. 164)3. Проще всего подтвердить эту мысль можно на примере американской послереволюционной историографии. Можно согласиться, что после Американской революции произошло “смещение фокуса с пуритан на пилигримов, в результате чего добродетели традиционно приписываемые пуританам стали приписываться популярным тогда “отцам-пилигримам””. (
Craven W. F. The Legend of the Founding Farthers. N. Y. 1956. P. 82.) Тем не менее, это смещение акцента с религиозного на мирское не было постоянным, и американская историография, если она не подпадала под влияние европейских и, особенно, марксистских схем, и не отрицала сам факт революции в Америке, всё более и более склонялась, как и до революции, к признанию решающего влияния пуританизма на американскую политику и мораль. Не вдаваясь в оценку всех плюсов и минусов такого подхода, отметим, что подобная настойчивость, по крайней мере отчасти, может быть объяснена тем фактом, что пуритане, в отличие как от пилигримов, так и от людей Американской революции, были глубоко озабочены своей собственной историей. Они считали, что пуританской дух способен избежать забвения только там, где сохраняются воспоминания о происшедшем. Так, Коттон Мэдер писал: “Я буду считать мою Страну несбывшейся с утратой простых принципов и простых практик на которых она была первоначально устроена; в то же самое время лучший способ избежать этой утраты – сделать так, чтобы история об обстоятельствах сопутствующих основанию и развитию этой Страны до настоящего времени могла быть беспристрастно передана потомкам” (Magnalia. Book II, 8-9)4. Каким образом эти вехи для будущего упоминания и поминания возникают из этих непрестанных разговоров, конечно же, не в концептуальной форме, но в виде обрывочных коротких предложений или сжатых афоризмов, лучше всего можно проследить в прозе Уильяма Фолкнера. Не содержание его книг, но скорее их литературный стиль является в высшей степени “политическим”, и именно это отсутствует, насколько я могу судить, у его многочисленных подражателей.
5. Там, где американская политическая мысль оставалась верной революционным идеям и идеалам, она либо оказывалась в кильватере европейских революционных течений, берущих начало в опыте и интерпретации Французской революции; или же уступала под напором анархических тенденций, особенно различимых в ранний период колонизации. (Ещё раз напомним читателю эпизод рассказанный Джоном Адамсом, который приведён нами в сн. 32 к гл.
III). Этот анархизм, как было сказано ранее, носил антиреволюционную направленность. В данном случае псевдореволюционные настроения марксистов и анархистов можно не принимать во внимание.6. In The Frederalist. No. 43.
7. Токвиль А. “О демократии в Америке”.
8. Со времён Возрождения за Венецией закрепилась слава города, утвердившего преимущества смешанной формы правления, которая не была подвержена круговороту изменений. Насколько же велика должна была быть потребность в вере в возможность долговечного государства, если (ирония судьбы) Венеция стала образцом постоянства как раз в дни своего упадка.
9. The Frederalist. No. 43
10. Слова Гамильтона приводятся по кн.
Elliot J. Debates of State Conventions on the Adoption of the Federal Constitution. 1861. V. I. P. 422.11. The Frederalist. No. 50.
12. Этим, конечно, не отрицается, что “воля” встречается в речах и сочинениях “отцов-основателей”. Однако в сравнении с разумом, страстью и властью способность воли занимает весьма незначительное место в их системе координат. Гамильтон, по-видимому, чаще остальных употреблявший это слово, знаменательным образом говорит о “перманентной воле” – что на деле есть противоречие в определении – подразумевая под ней не более, как институт “способный сдерживать народный поток” (See
: Works. V. II. P. 415). То, что имеет в виду Гамильтон, это прочность и стабильность, и слово “воля” употребляется им в весьма широком смысле, ибо нет ничего более непостоянного и менее всего подходящего для установления чего-либо перманентного, нежели воля. Сравнивая эти строки с современными французскими источниками, можно заметить, что в подобных обстоятельствах французы воззвали бы не к “перманентной воле”, но к “единодушной воле” нации. Однако возникновения подобного единодушия американцы как раз и стремились избежать.13. У. С. Карпентер (Op. cit.
P. 84) приписывает эту мысль Мэдисону.14. Единственным приходящим на ум прообразом института американского Сената может служить
King’s Council, Королевский Совет, функцией которого, тем не менее, был совет, а не мнение. С другой стороны, институт для совета отсутствует в американской системе власти как она изложена в Конституции. Признанием того, что совет в дополнение к мнению также должен быть представлен среди институтов власти, могут служить “brain trusts” (англ.), “мозговые тресты” Рузвельта и Кеннеди.15. О “множественности интересов” см.:
The Frederalist. No. 51 , о важности мнения – ibid. No. 49.16. Этот абзац большей частью основывается на
The Frederalist. No. 10.17. Ibid. No. 49.
18. Harrington J. Oceana. Heidelberg. 1924. Pp. 185-86.
19. In De Republica, III. 23.
20. Слова Джона Адамса из
Dissertation on Canon and Feudal Law.21. Относительно роли, какую вопрос о постоянстве политического организма играл в политической мысли 18-го века, я обязана содержательному исследованию З. Финка (Fink Z.
The Classical Republicans. Evanston.1945). Значение исследования Финка заключается в раскрытии того, насколько этот вопрос серьёзней простой заботы о стабильности, которую нетрудно объяснить религиозной борьбой и гражданскими войнами того времени.22.In Elliot. Op. cit. V. II. P. 364.
23. See: The Complete Jefferson. P. 295.
24. Из письма Джефферсона Уильяяму Хантеру от 11 марта 1790.
25. Из письма Сэмюэлю Керчевалю от 12 июня 1816.
26. Две цитаты из Пейна взяты из “Здравого смысла” и “Прав человека”, соответственно.
27. В известном письме майору Джону Картрайту от 5 июня 1824.
28. Эти широко цитируемые слова взяты из письма из Парижа полковнику Уильяму Стивенсу Смиту от 13 ноября 1787.
29. В более поздние годы, особенно после того как он принял
ward system как “предмет самый близкий моему сердцу”, Джефферсон с гораздо большей вероятностью мог говорить о “грозной необходимости” восстания (См. особ его письмо Сэмюэлю Керчевалю от 5 сентября 1816). Объяснять это смещение акцента (ибо тут нет ничего большего) старческой переменой настроения представялется мне неосновательным; это расхожее психологическое объяснение упускает тот факт, что Джефферсон предлагал свою “систему районов” в качестве единственно возможной альтернативы тому, что в противном случае было бы “необходимостью”, пусть даже и “грозной”.30. В этом и следующем абзаце я опять привожу выдержки из письма Джефферсона Сэмюэлю Керчевалю от 12 июля 1816.
31. See: Emerson's Journal. 1853.
32. See: Mumford L. The City in History. N. Y. 1961. Pp. 328ff.
33. Уильям Карпентер (Op. cit. Pp. 43-47) отмечает расхождение между английскими и колониальными теориями того времени во взглядах на представительство. В Англии через посредство Элжернона Сидни и Бёрка “всё более укреплялась идея, что после того, как депутаты избраны и заняли свои места в парламенте, они уже более не должны находиться в зависимости от тех, кого представляют”. В Америке, напротив, считалось, что “народ имеет право давать наказы своим представителям, в чём видели отличительную особенность теории представительства в колонии”. В подтверждение
Карпентер ссылается на пенсильванский источник того времени: “Избиратели и только они обладают правом давать наказы, которые депутаты обязаны принимать как распоряжения своих господ, и не могут отказаться от следования им, что они бы не думали на этот счёт”.34. Цит. по:
Carpenter. Op. cit. Pp. 43-47 Неверно думать, будто для современных депутатов задача выяснения мнений и настроений избирателей стала легче. “Сам политический деятель никогда не знает, чего ждут от него избиратели. Он не может проводить постоянные опросы необходимые для выяснения их позиции”. Он даже питает большие сомнения насчёт того, имеется ли у избирателей вообще мнение по тому или иному вопросу. Ибо “на деле он ожидает успеха на выборах от обещания удовлетворить желания, которые он сам же и вызвал”. See: Cassinelli C. W. The Politics of Freedom: An Analysis of the Modern Democratic State. Seattle. 1961. Pp. 41 and 55-46.35. Carpenter. Op. cit. P. 103.
37. Из письма полковнику Эдварду Каррингтону от 16 января 1787.
38. Я привожу выдержки из сообщения Робеспьера для Собрания о правах обществ и клубов от 29 сентября 1791 (in
Oeuvres. Ed. Lefebre, Soboul, etc. Paris. 1950. V. VII. No. 361); что касается 1793, то я цитирую по ст. Альбера Собуля “Робеспьер и народные общества” в кн.: Maximilien Robespierre. Beiträge zu seinem 200 Geburtstag. Ed. Markov. B. 1958.39. See: Soboul. Op. cit.
40. Quoted from the 11th number of Le Defenseur de la Constitution. 1792. See: Oeuvres Complètes. Ed. G. Laurent. 1939. V. VI. P. 328.
41. Это формулировка Леклерка цит. по работе А. Собуля “
An den Ursprrngen der Volksdemokratie: Politische Aspekte der Sansculottendemokratie im Jahre II//Beiträge zum neuen Geschichtsbild: Festchrift für Alfred-Meusel. B. 1956.42. Quoted from Soboul. Robespierre und die Volksgesellschaften. Op. cit.
43. Die Sanskulotten von Paris: Documente zur Geschichte der Volksbewegung 1793-1794. Ed. Markov W. And Soboul A. B. 1957.
Издание двуязычное. В дальнейшем я цитирую главным образом №№19. 28, 29, 31.44. Ibid. №№ 59 и
62.45. In Esprit de la Révolution et de la Constitution de Françe. 1791; See: Oeuvres Complètes. Ed. Vellay Ch. P. 1908. V. I. P. 262.
46. За период своей военной комиссии в Эльзасе осенью 1793 Сен-Жюст написал
, по-видимому, единственное письмо на адрес народного общества. Это было письмо народному обществу Страсбурга, гласящее: “Братья и друзья. Мы призываем вас довести до нас ваше мнение о патриотизме и республиканских добродетелях каждого из членов администрации департамента Нижний Рейн. С братским приветом. See: Oeuvres. V. II. P. 121.47. In Fragments sur les Institutions Républicaines//Oeuvres V. II. P. 121.
48. Замечание это: “После падения Бастилии … всё выглядиит так, как если бы народ был озабочен не возвышением личности, но принижением всех”, - принадлежит, как это ни странно, Сен-Жюсту. См. его раннюю работу, указанную в сн. 45; V. I. P. 258.
49. Оценка эта принадлежит Колло д*Эрбуа и приводится по Собулю (Soboul. Op. cit.)
50. “Якобинцы и примыкающие к ним общества были главными источниками террора против тиранов и аристократов”.
Ibid.51. Из письма Джону Картрайту от 5 июня 1824.
52. Выдержка эта относится к более раннему периоду, когда Джефферсон ещё не говорил о
wards, но предлагал разделить округа “на сотни”. (См. письмо Джону Тайлеру от 26 мая 1810.) И позднее ему отчётливо рисовалось народные органы охватывающие примерно сотню человек.53. Из письма Картрайту указ. Ранее.
54. Там же.
55. Из письма Сэмюэлю Керчевалю от 5 сентября 1816.
56. Выдержки извлечены из только что приведённых писем.
57. Из письма Сэмюэлю Керчевалю от 5 сентября 1816.
58. Из письма Томасу Джефферсону Смиту от 21 февраля 1825.
59. Из письма Картрайту указ. выше.
60. Из письма Джону Тайлеру указ. ранее.